ДИНАСТИИ ЕВРОПЫ

Как «кузина» Жозефины де Богарне обнаружилась в турецком гареме

До какого-то времени я ничего не знал об истории про «кузину» Жозефины де Богарне, которая якобы была похищена пиратами, якобы прошла через алчные и похотливые руки ряда беев и султанов, якобы попала в турецкий гарем, чтобы якобы стать женой османского султана и якобы матерью турецкого реформатора Махмуда II (1785 – 1839).

Этой чудесной сказкой изящно обмолвился в «Турецком гамбите» прославленный историк Борис Акунин. Впрочем, не знаю, может у него к слову пришлось, без умысла на историческую правду. Ленивый поиск в Интернет показал, что поклонники сентиментальных романов и сериалов из жизни восточных сералей знают эту историю в подробностях и щедро делятся ею друг с другом. Для меня же наличие у императрицы Франции «кузины» через которую Бонапарты породнились с турецкими падишахами, стало откровением. Род Богарне и его родственное окружение хорошо изучены, хотя «кузинами» на Мартинике, откуда была родом прекрасная Жозефина, мог быть кто-угодно.
Согласно легенде, Эмэ де Бюк де Ривери (Aimée du Buc de Rivery) родилась в 1763 г. в аристократической семье в Мартинике. Гадалка-креолка – куда без нее! – предрекла подружкам Жозефине и Эме блестящее будущее. Правда, на разных полюсах цивилизованного мира: первой – на Западе, второй – на Востоке. В 1784 г., возвращаясь морем домой на Мартинику из монастырской школы в Нанте, Эмэ близ Сардинии попала в руки пиратов. Двадцатиоднолетнюю красавицу продали алжирскому бею, а тот – то ли продал, то ли подарил ее турецкому султану Абдул-Хамиду I. Султан назвал ее Накшедиль («Драгоценное сердце») и сделал четвертой женой. В 1789 году Абдул-Хамид умер, султаном стал Селим III, который предложил француженке Накшедиль остаться в серале вместе с сыном Махмудом — своим племянником. Накшедиль обучила султана французскому языку, и впервые в Париж отправился постоянный турецкий посол. Селим начал издавать французскую газету и позволил Накшедиль украсить гарем в стиле рококо. Но в 1807 году религиозные фанатики убили Селима III, и на престол взошел сын Накшедиль Махмуд. Эмэ приняла ислам, гласит легенда, но в душе она оставалась христианкой и ее последней волей было причаститься у католического священника.

Кузина Жозефины БогарнеТеперь обратимся к фактам. Докапываться до истины придется в двух сторон: установить, кто была «кузина» Жозефина на самом деле, и что с ней сталось; и, кто в действительности была матерью Махмуда II.
Эме дю Бюк де Ривери действительно родилась на Мартинике, в городке Ле-Робер, третьем по величине на острове, 4 декабря 1776 г. Ее отец – Анри-Жакоб дю Бюк де Ривери (1748-1808), крупный плантатор, член Директории местной колониальной Ассамблеи. Мать – Мария-Анна д’Арбуссе-Бофон (d’Arbousset-Beaufond, 1739-1811). Родство с Жозефиной действительно было, но очень отдаленное. И сомнительно, что они вообще были знакомы: будущая императрица была старше Эме на 13 лет, а в первый раз вышла замуж тогда, когда «кузине» было… 3 года.

В 1785 г. в возрасте 9 лет Эме вместе с дядей и теткой де Бельфонами покидает Мартинику. 18 июля их корабль швартуется в порте Бордо, откуда девочку везут в Нант в тамошний монастырь визитанок, пользующийся славой приличного места для воспитания дворянских дочерей.
Следующий след Эме во французских архивах обнаруживается в 1788 г., когда она своей подписью удостоверяет присутствие на венчании 8 июля в ц. Св. Клемента в Нанте своей тетки, вдовы Марии-Анны де Бельфон (по первому браку графини де Монфрабёф-Раза), вступившей во второй брак с шевалье де Лорансеном.

Зимой 1789-1790 г. Эме вынуждена покинуть Франции: в стране разгорается Революция, и дворяне массово эмигрируют. Однако, от судьбы не уйдешь. Она садится на корабль, отплывающий на Мартинику – корабль, который никогда не прибудет к месту назначения. Что произошло с судном – неизвестно. Он пропал в море вместе с командой и пассажирами. Больше об Эме историкам-архивистам ничего не известно.
Из представленной хронологии совершенно ясно, что покинувшая Францию в 1789/90 г. Эме никак не могла быть матерью Махмуда II, родившегося пятью годами раньше.
Его настоящая мать Накшедиль, судя по всему, действительно тяготела к французской культуре и привила эту страсть сыну. Я не большой специалист истории Востока и мусульманской генеалогии, и то немногое, что знаю об этом, сводится к редким моментам пересечения христианских и мусульманских родственных связей, фиксирующихся по большей части в раннее Средневековье. В турецких исследованиях, на которые ссылаются западные историки, высказывалось предположение, что Накшедиль вовсе не была французженкой, а скорее всего родом с кавказского региона.

В XIX в. судьбой Эме де Бюк де Ривери никто не интересовался, никто не связывал ее ни с Жозефиной, ни с Махмудом II. Известна точная дата появления легенды о высокородной «кузине» из сераля: 1923 год. Тогда в Нью-Йорке вышла книга Б. Мортона «Скрытая императрица» (B.A. Morton in «The Veiled Empress»), которая и явила миру историческую сенсацию. О том, что речь идет о мистификации, прямо говорится в фундаментальном исследовании 1982 г. «Устройство Оттоманской династии» (Alderson A. D. The Structure of the Ottoman Dynasty, table XLIV, note 3). В нет отмечается, что один из исследователей, д-р Джейк Бирдж, прежде и сам сторонник версии о тождественности Эме и Накшедиль, ознакомился с копиями документов, имевшихся в распоряжении Мортона, и признал, что никаких фактов у того на руках не было, а ряд источников были им прямо сфальсифицированы.

В истории есть место для романтики и неправдоподобного стечения обстоятельств.
Но не всякие исторические кульбиты – достоверны.
С другой стороны, могла ли бедняжка Эме думать, что и через 120 лет историки будут интересоваться ее несчастной судьбой?

Литература:
Dansel M. Les lieux de culte au cimetière du Père-Lachaise. Paris, 1999, p. 66
Spillmann G. Napoleon et l’Islam. Paris, 1969, p. 215
Bulletin Société archéologique et historique de Nantes et de Loire-Atlantique. Vol. 91 (1952), p. 24
Burke’s Royal Families of the World. Vol. 2. London, 1977, p. 242, note 1

Добавить комментарий