ДИНАСТИИ ЕВРОПЫ

Монферран, Росси, Лепик, князь Сан-Донато – в память об утраченном родстве

Принято считать, что известный меценат Анатолий Николаевич Демидов (1813-1870), женатый на принцессе Матильде Бонапарт, умер бездетным. Однако вне брака у князя Сан-Донато дети рождались. Информация о них чрезвычайно скупа, однако она есть и представляет интерес, выходящий за рамки собственно генеалогического расследования.

В научном обороте сведения об отцовстве Анатолия Демидова появились сравнительно недавно. Основываясь на деловой и личной корреспонденции известного петербургского архитектора Огюста Монферрана, исследователи В. Шуйский и Е. Краснова установили, что у князя Сан-Донато и его возлюбленной Ирмы Пик де Боньер родился сын, Анри-Адольф. Ирма Пик – родная сестра второй супруги архитектора, Елизаветы Пик де Боньер (1797-1868), таким образом незаконный сын Демидова был племянником Монферрана. По сведениям Шуйского и Красновой, супруги Монферран, не имя своих детей, усыновили Анри-Адольфа – «по французским законам». (см.: Шуйский В. К. Огюст Монферран: история жизни и творчества. М., 2005; Краснова Е. И. Неизвестные и малоизвестные материалы о жизни Монферрана //История Петербурга. № 6, 2011).

От себя отметим, что по «французским законам» следует понимать таким образом, что процедура усыновления, если оно и случилось (в чем мы сомневаемся), осуществлялась в самой Франции с участием близкой к семье Демидовых мадам Марии Коммарьё, урожденной Фистиони – матери Огюста Монферрана (1768-1833). Беспощадный в рассказах о своих современниках Ф. Ф. Вигель писал: «Монферран адресовал меня к родительнице своей, мадам Коммарие, по второму мужу. Счастливый случай свел эту женщину, вдову безвестного бедного артиста, с русским богачом Николаем Никитичем Демидовым. Не знаю, какого рода услуги с самого начала могла она оказывать ему, только пользовалась полною доверенностью как его самого, так и супруги его, урожденной Строгановой, недавно перед тем преставившейся. От обоих тайно принимала она незаконнорожденных их детей и потом въявь воспитывала их; разумеется, не из чести лишь одной делала она такие одолжения». Стоит напомнить, что Демидовы были фактическими покровителями Монферрана с самого начала его пребывания в России; собственного и его приезд в Санкт-Петербург осуществился по протекции Николая Никитича Демидова (1773-1828).

Попытаемся дополнить изложенную выше информацию, в т.ч. и по французским источникам.

Мария-Жозефина-Ирма Пик де Боньер родилась в 1810 г. в семье выходца из Марселя Доминика-Лерана Пика и Аньес де Боньер. Как и ее младшая сестра, Ирма (в качестве основного имени иногда фигурирует Мария-Жозефина) выбрала сцену. В 1823-1824 она актриса парижских театров Гаите (Théâtre de la Gaîté), Жимназ Марибель («Театр Мадам») (1826), и Водрёй (1827-1831). Видимо во время работы в последнем Ирма и сошлась с Анатолием Никитичем Демидовым, а вскоре после рождения сына перешла в театр Амбюжю (Ambigu) на бульваре Тампль (1832).

К моменту знакомства с Демидовым Ирма была уже замужем. Ее супруг — также актер драматического театра Жак-Франсуа-Антуан (Франсиск) Ютен (Hutin) (25.11.1796, Париж — 28.06.1842, там же), в прошлом унтер-офицер. В этом браке у Ирмы родилась дочь Франсуаза-София (р. 1.11.1828, Париж), впоследствии вышедшая замуж за маркиза де Куси. Кстати, Е. И. Краснова обнаружила заявление Элизы Монферран в петербургскую контору Демидовых о выплате ей (видимо, по доверенности) пенсии для маркизы де Кюсси, допустив, что Франсуаза-София могла также являться незаконной дочерью Анатолия Демидова.

Краснова также обнаружила в газетном объявлении упоминание об отбытии из Петербурга в 1840 г. французского подданного Пьера-Франсуа де Лапарт и Ирмы де Лапарт, предположив, что речь идет о той самой Ирме. По французским источникам нам пока не удалось подтвердить или опровергнуть эту версию. Т. к. Франсуа Ютен умер в 1842 г., то факт замужества Ирмы и Лагарпа в 1840 г. свидетельствовал бы об окончании первого брака разводом.

Однако у Ирмы Пик-Ютен действительно был другой брак с Габриелем Марти (1815 – июнь 1893 г.) – актером, впоследствии первым вице-президентом Ассоциации драматических артистов. Детей в браке не было. (См.: Gazette nationale ou le Moniteur universel. 22 déc. 1855. P. 4).

Сын Ирмы и Анатолия Демидова Анри-Адольф Пик родился в 5-м округе Парижа 13 мая 1832 г. Фамилия этого человека в архивных документах и официальных печатных извещениях писалась по-разному: Pic, Piq, Picq. Биографы Монферрана единодушно отмечают отрицательные черты его характера, видимо, обнаруживавшиеся с детства. По словам исследователя Шуйского, он «оказался еще в большей степени беспутным, чем его родная мать, и Монферран вынужден был с ним расстаться…». Неясно, когда случилось это «расставание» и жил ли вообще Анри-Адольф в России, но в 23-летний Пик (1855 г.) – офицер французской армии, бригадир квартировавшего в алжирском Оране 2-го егерского полка. Обращает внимание тот факт, что он носит фамилию матери, а не приемных родителей.

6 июня 1863 г. майор Анри-Адольф Пик, указанный в свидетельстве Парижской мэрии как сын «неизвестного отца и Марии-Жозефины Пик де Боньер», женился в Париже на Марии Пти (Petit) (05.12.1843 – п. 1895), дочери рантье Жюль-Шарль Пти и Марии Пуаро (Archives de Paris V4E 993. Registre des mariages. act N 500). Мать невесты, Мария Пуаро, —  дочь одного из создателей великого русского балета, выдающегося танцора Огюста Пуаро (1780-1832) и племянница знаменитой певицы мадам Шевалье, бывшей фавориткой любимца Павла I И. П. Кутайсова и, возможно, любовницей  самого императора. Родным братом Марии Пуаро был академик архитектуры Императорской Академии художеств Огюст (Август Августовича) Пуаро (1818 – 1892). Он на протяжении 15 лет, с 1843 по 1858 годы, являлся правой рукой Монферрана, а после его кончины занял пост главного архитектора Исаакиевского собора. Через бабушку по материнской линии, Гертруду Лепик, она состояла в родстве с другим великим зодчим, Карлом Росси (1775-1849), который был сыном от первого брака Гертруды Аблехер с Антонио-Доменико Росси (вторым мужем известной придворной танцовщицы был знаменитый французский танцовщик и хореограф Шарль Лепик (1749-1806).

Таким образом брак отпрыска князя Сан-Донато связал родством известнейшие в истории русской архитектуры и балета семьи.

Брак с Марией Пуаро был расторгнут 17 апреля 1865 года. О ее дальнейшей судьбе ничего не известно. Анри-Адольф Пик к этому времени видимо уже покинул военную службу и стал заниматься торговыми операциями на Парижской бирже. В свидетельстве о смерти он значится как «бухгалтер, работавший на бирже». Любопытны дневниковые записи, сделанные русским издателем А. Сувориным в мае 1893 г. во время своего пребывания в Париже:

«Встретил Лабунскую, говорит, что приглашена в оперу за 1000 фр. в месяц. Она была с приятелем Алек. Петр. [Скальковского](он агент по закупке металлов…)….»; «Встретил Скальковского и опять Лабунскую с тем же ловким французом, незаконным сыном Анатолия Демидова». К слову: Лабунская – это балерина Мария Николаевна Лабунская (р. 1868), незадолго до описываемых событий покинувшая Россию из-за скандальной связи с наследником престола Николаем Александровичем (будущим Николаем II).

В записи под номером 98 в книге регистрации умерших коммуны Альфорвилль, являвшейся в конце XIX в. промышленным пригородом Парижа, значится, что Анри-Адольф Пик умер 17 мая 1895 года в 11 утра у себя дома в доме 99 по улице Вильнёв. По сведениям французского исследователя Шарля Тиолье (Thiolier), одним из представивших свидетельство о смерти Пика в мэрию Альфорвилля был некто Виктор Пёлье (Pequllier), типограф, 28 лет, который «потребовал и добился погребения Анри Адольфа Пика в гробнице Огюста де Монферрана».

Однако никаких следов его захоронения на парижском кладбище Монмартр, нет. Во всяком случае надгробный памятник содержит сведения только о похороненных здесь самом архитекторе и его матери.

Добавить комментарий